Модильяни встретил Жанну, 19-летнюю красавицу, и влюбился без памяти.Их семейные скандалы прославились на Монмартре Вот как описывает одну из их многочисленных публичных сцен очевидец Андре Салмон: Модильяни тащил Жанну крепко сжимая её хрупкое запястье,дёргая её за косы.Он опустил её только на мгновение, и то для того,чтобы со всей силы толкнуть её на ограду. В его глазах сверкала дикая ненависть.Казалось,он просто свихнулся. Все же, многие - хотя и не все - портреты Жанны, написанные Модильяни, пронизаны нежностью и любовью..
С Жанной они поселились в крохотной мастерской вблизи Люксембургского сада. Две голые пустые комнаты, выкрашенные оранжевой краской и охрой. Денег катастрофически не хватало. Двадцать девятого ноября 1918 года у Жанны родилась дочь. Ее тоже назвали Жанной.Впервые за долгие месяцы Модильяни сказал,
вернее, написал матери: «Очень счастлив». Евгения Гарсен тут же ответила сыну. Он снова написал: «Милая мама, бесконечно благодарен тебе за твое ласковое письмо. Малютка здорова, и я тоже. Я нисколько не удивлен, что такая мать, которой всегда была ты, почувствовала себя настоящей бабушкой, независимо от каких-либо «законных оформлений». «Законные оформления» не были совершены: малютку зарегистрировали как дочь Жанны Эбютерн от неизвестного отца, потому что они с Амедео не были венчаны.Впрочем,вернувшись в Париж и узнав,что Жанна во второй
раз беременна, он даже написал заявление об оформлении брака, но все уже пошло наперекосяк, и они так и не успели стать законными мужем и женой.
Вряд ли ее можно было назвать красавицей,но в ней было что-то завораживающее, некая изюминка. Скорее, впору было задаться вопросом,что нашла юная девушка в этом изможденном невзгодами и туберкулезом 32-летнем человеке То был уже не романтический красавец,который семи годами раньше привлек внимание Ахматовой
Его некогда прекрасные черные волосы поредели,во рту не хватало зубов, а те, что остались, - почернели. Впавшие глаза лихорадочно блестели. Когда в доме добропорядочных католиков Эбютерн узнали,с кем связалась их дочь,ей пригрозили родительским проклятием, если она не одумается.Модильяни старался пораньше ускользнуть из дома, брел от одного кафе к другому, продавая свои тут же наспех сделанные рисунки. Вырученные жалкие гроши шли на выпивку. Ближе к ночи Жанна отыскивала его,приводила домой,раздевала, умывала, укладывала спать,как малого ребенка.И все это молча,без малейшего упрека.
А если Моди работал дома, то она либо что-то тихо готовила в другой комнате, либо рисовала. Как оценили эти работы уже после смерти Жанны, она была неплохой художницей.
Однажды агент и друг Модильяни Леопольд Зборовски, живший неподалеку, почти силком затащил к себе Жанну. Вдвоем с женой они стали убеждать ее, что Моди нужно спасать, что он гибнет: от пьянства,прогрессирующего туберкулеза, от того, что теряет веру в свой талант. Та вежливо их выслушала и вдруг медленно и убежденно произнесла:«Вы просто не понимаете - Моди обязательно нужно умереть».Взглянув на шокированных Зборовски
,она добавила:«Он гений и ангел.Когда он умрет, все сразу это поймут».
В Ницце Жанна нарисовала карандашом портрет Амедео.«Она чутко уловила,— пишет Виталий Виленкин,—и его изменившийся облик, и что-то от его внутренней духовной сосредоточенности.Он сидит за круглым столом в накинутом на плечи пальто и в шляпе и читает какую-то книгу, плотно сжав вытянутые вперед губы. На столе трубка, пепельница,графин, стакан и большая керосиновая лампа с клетчатым абажуром. Рисунок кажется таким тонким и точным, что только обилие подробностей в одежде и аксессуарах мешает определенно говорить о влиянии того,кем он вдохновлен»
Он уходил, а она оставалась дома. Одна. С маленьким ребенком. Без денег.Потерявшая всякие надежды на будущее: Модильяни в Ницце не стало лучше.Их обоих угнетало предчувствие катастрофы
Но еще держали холст и кисти. Он писал портреты Жанны один за другим. Сделал десятки ее рисунков. Она тоже рисовала. В основном — Амедео и свои автопортреты.
В конце мая девятнадцатого года Модильяни возвращается в Париж
,чтобы подыскать новое жилье. Жанна пока остается на Лазурном берегу.Через три недели она шлет ему телеграмму:«Нет денег на дорогу. Пришли телеграфом сто семьдесят франков плюс тридцать для кормилицы.Приеду в субботу скорым». Новую квартиру он так и не нашел.Поселились в старой мастерской,где жили до отъезда.
Маленькую Жанну взяла к себе Люния Чековска. Модильяни часто приходил туда.Иногда поздно ночью—пьяный.И тогда его не пускали в дом.Он не хотел никуда уходить. Так и сидел до утра на ступеньках.
В начале лета девочку отвезли в деревню. Жанна ездила к ней каждую неделю. В августе в Лондоне выставили 12 полотен Модильяни. Несколько картин удалось продать. Появились первые восторженные рецензии.Но наступила зима.И вместе с ней пришло обострение туберкулеза.Он все время мерз.Ему никак не удавалось согреться.И все больше пил. Выставленные в «Осеннем салоне» четыре холста остались непроданными. Критики молчали. Однажды Модильяни отправился на Монмартр к Сюзанне Валадон, матери Утрилло, художника, который первым познакомил юного Модильяни четырнадцать лет назад с Монмартром, того самого Утрилло, которого каждое утро поджидал скупавший по дешевке картины папаша Сулье, чтобы всучить ему кусок картона, тюбик белил,2-3 тюбика еще каких-нибудь красок, скипидар, прибавляя всегда одну и ту же фразу:«Этого,мой милый,тебе вполне хватит,
чтобы сделать шедевр». Придя к Сюзанне, Модильяни попросил выпить и вдруг,как рассказывают очевидцы,«запел что-то протяжное по-еврейски и заплакал. Вероятно, это был «Кадиш», заупокойная молитва— единственная, которую знали в неверующей семье Модильяни».
22 января 1920 г Амедео положили в больницу Шаритэ для бедных и бездомных.Через два дня его не стало. Он умер без десяти девять вечера.Жанна,чтобы не оставаться в мастерской, провела ночь в маленькой гостинице с Полеттой Журден. На следующий день,придя в больницу, она долго всматривалась в лицо Амедео, а потом вышла, так и не повернувшись к нему спиной. Отец настоял,чтобы она поехала к ним, на улицу Амьо. В четыре часа утра беременная Жанна выбросилась из окна шестого этажа.
Модильяни похоронили 27 января на кладбище Пэр-Лашез. Жанну на следующий день — в парижском предместье Банье. Вместе они оказались под одной плитой только через год. На этом настояла семья Модильяни.Маленькую Жанну забрали итальянские родственники Амедео.Леопольд Зборовский писал брату Модильяни сразу после похорон: «Он ведь был дитя звезд, и реальная действительность для него не существовала». Анна Ахматова уже в шестидесятые годы призналась: «Голос его как-то навсегда остался в памяти».
В последние годы он писал почти одну Жанну.Вытянутые пропорции
.Обостренные ломкие черты. В позах — болезненная нервная тонкость. Михаил Герман заметил, что «есть что-то избыточно личное в портретах Жанны Эбютерн, как будто нам дают читать интимное письмо или услышать слова,которые можно прошептать на
ухо. Особая душевная распахнутость, черты, которые дозволено видеть лишь одному человеку в особые минуты». Лучшая картина Модильяни — портрет Жанны, написанный за год до смерти. Не привыкшая еще к своей беременности молодая женщина, пытающаяся
встать, похожа и на итальянских мадонн раннего Возрождения, и на деву Марию на русских иконах.Впервые на одной выставке были собраны вместе работы Амедео и Жанны.Иногда мне казалось
,что его и ее полотна, появившиеся после их встречи, написаны одной кистью. Так похожи они были друг на друга, так в унисон звучали их души.
Старое кладбище Пер Лашез. Пройдя мимо надгробий великих писателей,артистов, художников, мы подходим к могильной плите,на которой надпись:«Амадео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920 года. Смерть настигла его на пороге славы».
Через год,по настоянию семьи Модильяни, их соединили под одной могильной плитой. Вторая надпись на ней гласила: Жанна Эбютерн. Родилась в Париже в апреле 1898 года. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним.
Его единственная прижизненная выставка состоялась 3 декабря 1917 года и была закрыта со скандалом из-за картин обнаженных женских фигур.Через два года после смерти картины нищего художника признали шедеврами.Нищий при жизни,сегодня Модильяни
один из самых дорогих художников в мире.Многие исследователи творчества Модильяни никогда не обращали внимание на такой немаловажный факт, как национальные, генетические корни художника.Амадео был евреем.Он часто так и представлялся: «Я –Модильяни. Еврей».
Модильяни А. ПОРТРЕТ ЖАННЫ ЭБЮТЕРН -
http://kleiner.inventech.ru/lib/picture ... 0078.shtml
4 ноября 2004 года на аукционе " Сотбис" в Нью- Йорке портрет Жанны Эбютерн в чёрном платье на фоне открытой двери работы Амадео Модильяни был продан за 31,3 миллионов долларов.
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=120